В Латвии начал действовать закон, который запрещает просто так слушать музыку на праздниках, в общественном транспорте и даже по радио. Нужно либо купить лицензию, либо заплатить штраф. Это было бы просто интересной новостью, если бы не было перспективой нового закона... Если дойдет до принятия, то интересно, как это нам понравится?;)

Сначала — государственный гимн, потом — аттестаты. У рижских девятиклассников — выпускной. Но когда на головах кудри, на ногах шпильки, а в руках дипломы, к тому же годы за партой позади, хочется другой музыки! Но песни теперь — на свой страх и риск. За фонограмму на торжестве могут оштрафовать за нарушение закона об авторском праве.

Старшеклассникам одной из рижских школ выпускной запомнился тем, что провели они его в тишине. Аттестаты абитуриентам вручили, а прощальную песню спеть не дали. Администрация учебного заведения испугалась, что за такую самодеятельность — исполнение чужой композиции на свой школьный лад, им придется заплатить штраф.

И в школьных учительских теперь проходит курс лекций: как спеть и сплясать, чтобы не прослыть нарушителем. Нашли выход: выпускной бал можно представить, как семейное мероприятие в кругу близких друзей.

"На празднике музыка нужна! Дома — мы поем, школа — второй дом — это общепризнанно, мы все одна большая семья", — поясняет заместитель директора рижской средней школы №22 Игорь Иовлев.

Но борцы за авторские права настаивают: родственные узы отдельно, гонорары — отдельно.

"За торжественными мероприятиями в школе мы, конечно, не следим. За музыку, которая звучит во время вручения дипломов, платить не надо. Но вечером, когда организован бал, помещение украшено, накрыт стол, играет группа или диджей, за это придется заплатить. Нужно купить лицензию", — поясняет исполнительный директор Латвийского объединения исполнителей и продюсеров Иева Платпере.

Те, кто в ответе за авторские права, утверждают: скандал раздут. Но шумиха не на ровном месте. Битва исполнителей со слушателями началась с одного штрафа. Хозяева небольшого магазина поплатились за включенное радио. За децибелы музыки пришлось выложить 500 латов, это около 1000 долларов.

Потом приглушить приемники, либо заплатить, попросили водителей автобусов, троллейбусов и такси. Они возмутились, но блюстители закона настойчивы: с музыкой комфортнее, у сотрудника повышается настроение, у работодателя — прибыль.

Абсурдность ситуации стала очевидна, когда денег потребовали с работников радио за то, что они его слушают у себя же в офисе.

"Если действовать строго по закону, то да, сейчас у нас звучит реклама, разговор идет — за это платить не надо, как только на радио зазвучала музыка, мы должны немедленно его выключить", — поясняет, к чему приводит четкое следование законам, руководитель службы информации радиостанции Baltcom Наталья Михайлова.

Получается, что пока Наталья у микрофона, она на родной волне легально и бесплатно. Пересела за стол, включила приемник — уже нет.

"Вот в этот момент я должна выключить радио!" – говорит Михайлова, пересаживаясь за рабочий стол и выключая радио.

По иронии судьбы, сообщили об этом ведущим в интервью в прямом эфире. Пока шла дискуссия, коллеги собирали деньги.

"Я в эфире прямо сказала: "Давайте, уважаемые коллеги, соберем сейчас деньги, чтобы мы могли легально слушать". Когда вышли из эфира, коллеги принесли собранные копейки, сантимы, латы и вручили", — пересказывает анекдотичную историю Наталья Михайлова.

Лицензия недорогая — около 10 долларов в год. Но, если собрать с каждого, то сумма получается внушительная. Те, кого просят раскошелиться, не спорят: все по закону. Но ему более 10 лет, и нормы расплывчаты.

"У меня такое подозрение, что защитники авторских прав в нашей стране этот закон пока только осваивают. Там есть много слабых мест, благодаря чему они могли бы прийти во много мест и очень просто взять деньги", — разводит руками Наталья Михайлова.

И из школы провожают под классику. Так надежнее.

"Не знаю, хочет ли денег с нашего мероприятия Бетховен, либо его наследники, либо Лондонский филармонический оркестр", — улыбается заместитель директора обычной рижской школы Игорь Иовлев.

Немецкий композитор, может, и нет. Но британские исполнители наверняка захотят. В латвийской столице в этом уверены.
Источник: vesti.ru