У вас бывает такое, когда вы видите сумочку (туфельки, платье и пр.) в витрине и буквально заболеваете желанием купить увиденное несмотря ни на что? Копите на вещь "мечты", не можете спокойно спать от желания совершить покупку, а окружающие совершенно не понимают зачем вам пятнадцатая аналогичная вещь, причем за совершенно бешеные деньги... Ну или в плохом настроении идете в магазин, а выходите с ворохом пакетов, без зарплаты и с ощущением счастья, которое, правда, почему-то очень быстро проходит?
Поздравляю, вы - шопоголик.

А теперь все с начала, что такое шопоголизм и кто такие шопоголики?
Шопоголизм – это непреодолимое желание покупать все подряд в огромных количествах. Шопоголизм также именуют шопоманией, шопингоманией. В науке принят такой термин, как Ониомания (от др.-греч. onios — «продаваемый» и mania — «безумие») — непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия. Покупки становятся и отдыхом, и развлечением, и самостоятельным смыслом.
Слово ониомания, в качестве медицинского термина, впервые было предложено в Европе в конце XIX века немецким психиатром Эмилем Крепелином, который совместно со швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером идентифицировал первые признаки этого психологического заболевания.
Американская Психиатрическая Ассоциация (США) первоначально не признала шопоголизм как нарушение здоровья, однако, в последнее время имеются основания для пересмотра этой позиции, так как наличествуют все основные признаки маниакального поведения.

Шопоголизмом люди начали страдать лишь в ХХ веке, когда для этого появились благоприятные условия – крупные магазины, акции и распродажи.

что такое шопоголизм и кто такой шопоголик

Причины шопоголизма:
Дело в том, что во время шопинга у человека резко повышается уровень серотонина – гормона счастья. Это снижает тревогу, улучшает настроение и позволяет человеку прекрасно себя чувствовать.
Кроме того, возможность тратить деньги в дорогих магазинах повышает самооценку и позволяет добиться уважения в нашем обществе, где на фоне всеобщего помешательства на брендах действительно «по одежке встречают».
Такая трата денег создает также иллюзию власти, когда вокруг покупателя-шопоголика увиваются продавцы.
Помимо успешного маркетинга одна из главных причин шопоголизма, по мнению ученых, - привычка обладать всем, что понравится. Если в детстве родители потакали всем вашим прихотям, вероятно, вы будете тратить деньги столь же бездумно, будучи взрослым человеком. Правда, дело может обстоять и противоположным образом. Взросление приносит долгожданную свободу шопинга и человек начинает «отрываться», пытаясь компенсировать то, чего ему не доставало в детстве.
Еще одна возможная причина – неразвитость личности.
Проблема также может крыться и в личной жизни, например у женщины властный неласковый муж или супруг, у которого нет времени на свою жену.

Симптомами шопоголизма можно считать:
-    Поход в магазин без чёткого желания найти что-то конкретное;
-    Осмотр большинства выставленного на продажу товара;
-    Увлечение модными журналами;
-    Желание купить продукт без объективной причины;
-    Постоянное обсуждение купленного товара;
-    Апатия без регулярного посещения торговых заведений.

Как и любая мания, шопоголизм увлекает человека, постепенно вытесняя другие увлечения и вызывая «ломку», если человек по какой-то причине не может совершить покупку.

что такое шопоголизм и кто такой шопоголик

Запущенный шопоголизм помогают лечить психологи — в одиночку справиться со своей зависимостью удается не всем. Но, как и многие другие проблемы, шопоголизм легче предотвратить, чем потом с ним бороться. Для этого нужно научиться контролировать расходы.

Что можно посоветовать потенциальным и настоящим шопоголикам?
1. Не делайте спонтанных покупок. Покупайте только то, что вам действительно нужно. Если вы отправились за продуктами — составьте список и не отклоняйтесь от него. Если вам нужна одна конкретная вещь (одежда, бытовая техника), обязательно сравните цены, дизайн, цвета и т.п. аналогов. Не покупайте ничего «в нагрузку». Планируйте свои покупки и исследуйте рынок, а не ведитесь на уловки маркетологов. Помните, что продать они пытаются совершенно не для того, чтобы доставить вам удовольствие, а ради выгоды компании, в которой они работают. Поэтому продавцам выгоден ваш шопоголизм, они его с радостью спровоцируют.
2. Скидка это не повод для покупки. Пониженная цена не делает вещь необходимой. Большая часть вещей, купленных во время распродаж, так никогда и не пригодятся вам. Избегайте магазинов из серии «Все по доллару»: вы рискуете набрать ненужного хлама на приличную сумму.
Вообще надо помнить о том, что существование шопоголиков выгодно магазинам и они хитро стимулируют появление шопоголизма (примеры некоторых уловок магазинов)
3. Избегайте новых коллекций. Старайтесь не покупать новинки (одежду из новых коллекций, гаджеты и т.п.) сразу после появления, подождите, пока схлынет ажиотаж и снизятся цены.
4. Не расплачивайтесь кредитными картами. Привыкнув покупать «в долг», вы станете тратить больше, чем можете себе позволить. Психологи утверждают, что вообще «виртуальные» деньги воспринимаются не так серьезно, как реальные. Берите с собой небольшую сумму наличных денег, рассчитанную на те покупки, которые вам действительно необходимы.
5. Сохраняйте чеки и записывайте все свои траты, ведите домашнюю бухгалтерию, анализируйте ее на предмет оптимизации расходов. Старайтесь заранее планировать ежемесячный бюджет, а в конце месяца анализируйте, вышло ли его придерживаться, на основе этого анализа старайтесь скорректировать бюджет.
6. Если, заходя в магазин, вы не можете избежать соблазна, не заходите! Если вам сложно сдержаться от покупок бесполезных вещей, а купить что-то нужно, возьмите с собой подругу или родственницу, на которую вы можете положиться и которая сможет вам напомнить о том, что у вас уже есть аналогичные туфли-платье-сумка...
Вы можете сделать список имеющихся у вас вещей и носить его с собой, такой список вам напомнит, что вам не нужна еще одна аналогичная вещь.
7. Помните, что можно найти множество более интересных занятий, чем шоппинг, найдите для себя хобби. Заодно и людям будет с вами намного интереснее общаться...
8. Если уж вас занесло в магазин и вы увидели вещь, которую непременно хочется купить, просто рассмотрите ее и ... отложите на кассе на полчаса или час. Не возвращайтесь в магазин, вместо этого посидите в парке или прогуляйтесь и вы поймете, что очередная покупка вам просто не нужна.

Шопоголизм — это проблема, с которой можно и нужно бороться. В борьбе с шопоголизмом кроме планирования расходов вам помогут поддержка родных и друзей и новое хобби.

что такое шопоголизм и кто такой шопоголик

Книги о шопоголиках:
С. Кинсела "Шопоголик" (серия)
Э. Золя "Дамское счастье"

Кино о шопоголиках: Вспомним всеми нами любимую Кэри Брэдшоу из «Секса в большом городе», которая тратила целое состояние на туфли и при этом жила на съемной квартире. А вспомните, сколько нарядов было в ее гардеробе – платьев, которые были одеты лишь однажды 10-15 лет назад (серия, где подруги приходят помочь Кэри сделать ревизию гардероба).
Отдельного внимания заслуживает картина Джерри Брукхаймера "Шопоголик", которая рассказывает историю нью-йоркской журналистки Ребекки Блумвуд, помешанной на магазинах, распродажах и кредитных картах. Если вы любите шоппинг, вам стоит смотреть и пересматривать эту романтическую комедию, чтобы видеть, к чему может привести шопоголизм.

Знаменитые жертвы индустрии моды: Виктория Бекхэм, Дрю Бэрримор, Кени Уэст, Линдсей Лохан, Рашида Дати, Lady Gaga, семья Круз и другие.

Статистика красноречиво доказывает актуальность проблемы – сегодня от шопоголизма страдают миллионы людей. В США, например, число шопоголиков  превышает 60 миллионов. Постарайтесь не войти в статистику.